Защита прав потребителя - справочная информация на KUPI.TUT.BY

Потребитель – гражданин, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары для личных, бытовых или семейных нужд.

Любой потребитель имеет право на:
• государственную защиту своих интересов;
• надлежащее качество товаров;
• безопасность товаров;
• полную и достоверную информацию о товарах;
• возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества;
• обращение в суд или другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов;

Выбор товара

 

Потребитель имеет право на свободный выбор товаров.
Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю информацию:
• наименовании и принадлежности своего предприятия;
• цене;
• потребительских свойствах;
• условиях приобретения товаров;
• гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий;
• способах и правилах использования товаров, их хранения и безопасной утилизации;
• другую информацию, обеспечивающую возможность компетентного выбора товара, его хранения и использования;
На продовольственных товарах, лекарствах, средствах косметики и др. продукции (их упаковке), потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени, должны указываться дата изготовления, срок годности или реализации.
Все импортные товары должны сопровождаться аннотацией (инструкцией) на русском или белорусском языке.

Покупка товара
Потребитель имеет право на проверку работоспособности, комплектности, веса, меры и цены приобретаемых товаров.
— Обязательно распаковывайте товар в присутствии курьера. Убедитесь, что нет повреждений. Отказ курьера дожидаться окончания осмотра товара покупателем является неправомерным.
— Продавец обязан проверить работоспособность технически сложного товара в присутствии покупателя.
— Покупатель до передачи ему товара вправе отказаться от выполнения договора при условии возмещения продавцу расходов, понесенных в связи с совершением действий по его выполнению.
— Требуйте от курьера предоставления документа, подтверждающего факт приобретения и оплаты товара (товарный чек, кассовый чек). Образцы документов с примером их заполнения должны быть размещены на сайте интернет-магазина.
— Если вы стесняетесь предъявлять курьеру законные требования о предоставлении соответствующих документов, но при этом хотите быть уверены, что сможете доказать факт покупки в случае возникновения конфликтной ситуации – воспользуйтесь одним из способов дистанционной оплаты товара, предлагаемых интернет-магазином. В соответствии с законодательством РБ интернет-магазин обязан предоставить покупателю возможность оплатить товар дистанционно и документы, подтверждающие факт покупки, в этом случае будут храниться не менее двух лет.
— Если на товар предоставляется гарантия, должен присутствовать правильно оформленный гарантийный талон.

Если вы купили некачественный товар…
Потребитель в течение 12 месяцев с момента приобретения товара, а если на товар установлен гарантийный срок, в течение этого срока, имеет право по своему выбору на:
• безвозмездное устранение недостатков;
• возмещение своих расходов по устранению недостатков;
• соразмерное уменьшение покупной цены;
• замену товара;
• расторжение договора и возмещение понесенных убытков;
Требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению незамедлительно, а в случае необходимости его проверки – в течение 14 дней со дня предъявления требования.
Если товар данной модели (марки, типа, артикула и т.п.) отсутствует у продавца в течение двухмесячного срока с момента заявления потребителя, продавец обязан предоставить аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и т. п.).
В случае, если потребитель потребовал безвозмездного устранения недостатков в товаре, они должны быть устранены в течение 14 дней со дня предъявления требования.
Нарушение срока устранения недостатков в товаре или его замены (ремонта), обязывает продавца уплатить неустойку в размере одного процента стоимости товара (работы, услуги) за каждый день просрочки.
Доставка товаров весом более 10 килограммов продавцу (изготовителю) для ремонта, уценки, замены и возврат товаров осуществляется силами и средствами продавца (изготовителя), либо потребителю возмещаются расходы по доставке.
При заявлении требования о расторжении договора (возврат товара продавцу) расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены исходя из стоимости на момент расторжения договора, а при снижении цены – из стоимости товара на момент покупки. В случае невозможности установления цены недоброкачественного товара при его обмене или расторжении договора она определяется по соглашению сторон, а при наличии спора – в судебном порядке.
При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
 
Внимание! Потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае обнаружения его существенных недостатков. Перечень таких технически сложных товаров утверждается Правительством Республики Беларусь. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки (пищевые продукты, товары бытовой химии и др.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
 
Если Вы купили товар надлежащего качества, но…
товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или по иным причинам не может быть использован потребителем, Вы вправе в течение 14 дней, не считая дня продажи, обменять товар на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретен.
Обмен такого товара производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также кассовый чек (товарный чек), выданный потребителю вместе с проданным товаром и он не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену.
Если аналогичный товар отсутствует в продаже, в момент обращения потребителя, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы.
 
Внимание! Право на обмен доброкачественного товара не распространяется на товары, включенные в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный Постановлением Совета Министров РБ от 14.06.2002 N 778. Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Если между вами и магазином возник спор…
Магазин вправе провести экспертизу товара:
— Экспертиза проводится за счет магазина.
— Вы вправе присутствовать при ее проведении. Для этого нужно указать в претензии, что проверка должна производиться в вашем присутствии.
— После получения от магазина уведомления о времени проведении экспертизы вы должны привезти товар для установления причин поломки. Это позволит избежать недоразумений, которые могут возникнуть, если покупатель не согласен с заключением экспертизы.
— Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает магазин или изготовитель, вы будете обязаны возместить магазину расходы на проведение экспертизы, расходы на хранение и транспортировку товара. В случае несогласия с результатами экспертизы вы вправе оспорить заключение в судебном порядке.
— При выявлении неполной комплектации или отсутствии необходимой документации на товар вы вправе назначить продавцу разумный срок для передачи относящихся к товару принадлежностей или документов. Если продавец не передаст их вам в указанный срок, вы вправе отказаться от товара, если иной порядок урегулирования такой ситуации не предусмотрен в вашем договоре с продавцом.
— Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

О гарантийных обязательствах
Гарантийный срок исчисляется со дня продажи товара (со дня принятия работы, услуги потребителем) или со дня его выпуска, если дата продажи неизвестна.
Для сезонных товаров (одежды, обуви, меховых изделий, и др.) сроки предъявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего сезона: с 1 апреля – товаров летнего ассортимента и с 1 октября – товаров осенне-зимнего ассортимента. Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются: зимней – с 15 ноября, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней – с 1 мая. Гарантийный срок на изделия из натурального меха – 12 месяцев со дня покупки. В этот срок не включается время перерыва пользования изделием, связанное с наступлением другого сезона.
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня замены.
Гарантийный срок эксплуатации товара продлевается на время, в течение которого товар не мог быть использован потребителем.
Запрещается реализация продовольственных товаров, срок годности которых истек.
В случае если существует бесплатная гарантия производителя, брать за нее плату магазином неправомерно.
Если продавец не предоставляет гарантии на товар, считается, что гарантийный срок товара равен гарантийному сроку, установленному для данного вида товаров законодательством РБ.
Есть магазины, которые предлагают расширенную гарантию, продлевая срок, в течение которого может быть произведен гарантийный ремонт товара. Покупатель может приобрести эту услугу или отказаться от нее по своему желанию.
Помните о Законе РБ «О защите прав потребителей», и о том, что он на стороне покупателя.

Куда обратиться за помощью?
Государственную защиту прав потребителей обеспечивают органы государственной власти и управления, специально уполномоченные на то органы, а также суд.
Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам о нарушении их прав, предусмотренным законодательными актами о защите прав потребителей.
Моральный ущерб, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит денежному возмещению тем, кто причинил ущерб, при наличии его вины.
По поручению потребителей общественные организации потребителей вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) об устранении нарушений и возмещении потребителям причиненного этим нарушением ущерба.
Общественные организации потребителей в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», вправе предъявлять иски в суд в интересах потребителей в случае нарушения их прав.

Телефон "горячей линии" Министерства торговли РБ
(017) 200-92-02
ОО “Белорусское общество защиты потребителей”
(017) 262-96-08 (эксперты), (017) 226-84-21 (юристы)
 
 

Внимание! KUPI.TUT.BY не занимается продажей представленных на портале товаров. Наш сервис представляет собой интернет-каталог и имеет независимую позицию по отношению к продавцам.
KUPI.TUT.BY не предоставляет никаких гарантий и поручительств в отношении услуг или товаров, размещенных магазинами на площадке, не принимает на себя никаких обязательств и не несет ответственности в отношении характеристик товаров и услуг, качества, цен, наличия товаров у продавцов, предоставивших информацию.